МАУНТХАГЕН ПРАЗДНИК ВСЕХ ПАПУАСОВ

В год, когда я приехал в Маунт-Хаген, там собрались тысячи иностранных туристов, а местных жителей — в десятки раз больше. Фотографировать я начал ранним утром в первый же день, когда к месту событий на разбитых пикапах стали подтягиваться наиболее расторопные участники. Под покровом утреннего тумана представители разных племен готовились к праздничному действу. Взаимный процесс «раскрашивания» достоин отдельного рассказа. У каждого племени есть свои цвета и рисунки. Мужчины и женщины часто отличаются между собой «боевой» раскраской и узорами. Каждая долина имеет собственные традиции: долина Ваги, например, известна головными уборами из длинных черных перьев райской птицы, племена из окрестностей горы Хаген натирают тела маслом до блеска, а «делегаты» от Вабаг и Менди славятся умопомрачительными прическами. У каждой команды строго определено время для выступления. Как и в любых сборных «солянках» европейских поп-звезд, у папуасов развито соперничество за место в очереди выступающих. Танцы оценивает строгое жюри, победители получают денежное вознаграждение. Приз за первое место довольно приличный, поэтому претенденты могут порядочно переругаться между собой. Я сам наблюдал подобную ссору и должен признаться, что выглядело это достаточно угрожающе.

Обычаи большинства папуасских горных племен настолько отличаются, что соседям только и остается сочинять всевозможные небылицы для их объяснения. В одном племени, дескать, едят детей, женщины другого — сплошь колдуньи, и т.д. и т.п. Однако у всех папуасов имеется много общего. Например, поводы для конфликтов — земельные споры, женщины, свиньи, размер компенсации за нанесенный ущерб.

Каждый год в горах происходит несколько племенных войн. Это дело чести и способ уладить споры. Сражаются исключительно мужчины, используя в основном еще традиционные луки и стрелы, копья и топоры. Увы, все большее применение находит огнестрельное оружие и автомобили. Там, где это возможно, на грузовиках доставляют воинов к месту сражения. Развязыванию конфликтов немало способствует такое коварное порождение цивилизации, как алкоголь. Стражам порядка в горах Новой Гвинеи приходится нелегко. Контролировать в этих краях соблюдение закона практически невозможно — аборигены абсолютно игнорируют полицию!

Дело в том, что если представитель какого-то племени совершит уголовно наказуемое деяние — например, кражу, изнасилование или убийство, за него вступается все племя. Представители пострадавшей стороны в долгу не остаются. В конце концов, конфликт улаживают не блюстители закона, а вожди на особой встрече, во время которой обсуждается величина компенсации пострадавшей стороне. Без подобной беседы «на высшем уровне» не избежать нового кровопролитного конфликта, который может продолжаться месяцы, а то и годы. Серьезным проступком, например, считается гибель поросенка под колесами автомобиля (как мне объяснили, цена двух поросят равняется стоимости трех женщин). И упаси вас Боже быть пойманным, что называется, на горячем! Если же выяснится, что поросенка задавил автомобиль, за рулем которого сидел белый, единственным разумным решением для последнего будет сесть в самолет и исчезнуть — компенсация наверняка окажется настолько внушительной, что просто разорит любого туриста.

Но вернемся к фестивалю: это уникальная возможность для фотографа, оператора, этнографа. Фантастическая палитра цветов, неимоверный шквал звуков, визг дудок, звук бубнов, пение и возгласы людей… Все здесь демонстрируют традиционные танцы и песни. Танцы можно разделить на две группы: боевые пляски и традиционные. Гвоздь программы» — выступление знаменитых «глиняных людей» из долины Асаро. Рассказывают, что давным-давно племя вело жестокую войну с многочисленным и опасным врагом. Накануне решающей битвы в одну гениальную голову пришла спасительная мысль натереть тела серой глиной (серый цвет на острове — еще и цвет смерти), а лица закрыть масками, сделанными из той же глины и костей животных. Вражеские воины оказались так деморализованы, что немедленно обратились в бегство. Техника ведения боя племени «глиняных людей» весьма необычна. Воины приближаются к противнику как-бы замедленными движениями, и чем ближе они подходят, тем страшнее становится. Уже в Праге, пытаясь систематизировать свои впечатления, я сделал занятное наблюдение. В туристических изданиях и на интернет-сайтах для «широкой публики» жители долины Асаро фигурируют как «глиняные люди». Представители племени называет себя гуру-румба. Этим же термином пестрят все учебники по психиатрии и сайты подобной тематики. Врачеватели человеческих душ подробнейше описывают феномен «человек-дикая свинья» — душевное состояние, похожее на истерию. Проявляется оно чаще всего у мужчин в возрасте 25-35 лет — гурурумба начинает метаться, бегать по деревне, воровать мелкие вещи и нападать на соплеменников. Сами папуасы считают, что «человека-дикую свинью» искусал недавно умерший соплеменник. Удивительно то терпение и понимание, с которым окружающие относятся к возмутителю спокойствия.

В прицел фотообъектива часто попадает еще одно колоритное племя — гули. Эти парни натираются с головы до ног красной глиной, лица рисуют «кислотного» желтого цвета. Мне посчастливилось сфотографироваться с их вождем (радуюсь этому снимку до сих пор!). Красочные торжества можно увидеть и в городке Горока или в приморском Ма-данге. Жители побережья менее стеснены одеждой, чем горцы, и менее разукрашены. Говорят, между приморскими и горскими племенами существует определенная натянутость в отношениях, и даже ненависть. Горцы утверждают, что люди с моря слишком ленивы. Те, в свою очередь, обвиняют горцев в крайнем сходстве со свиньями, которых последние с такой любовью выращивают. По правде говоря, красотой не блещут ни те, ни другие. В деревне Вабаг я стал свидетелем синг-синг — так называются торжества, сопровождающие выплаты компенсаций. Нужно сказать, что подобные праздники существуют у всех племен. Даже знаменитый фестиваль в Маунт-Хаген — своего рода огромный «сборный» синг-синг.

Синг-синг в Вабаг стоил того, чтобы сюда заглянуть. Местные жители красят лица и руки в черный цвет, за уши закладывают цветы. На головах у них какие-то шляпы из подстриженных кудрявых волос. Такие шедевры создаются долгие годы. Папуасы во время танцев подпрыгивают вверх, точь-в-точь как африканские масаи. Уходил я искренне расстроенный, что приходится покидать это любопытное племя — мне нужно было вернуться в долину засветло. Один из разрисованных молодцев заметил мою досаду и посоветовал: «Если господин желает узнать о нашей деревне больше, можно найти всю информацию на веб-странице www.wabag…» От подобного заявления я остолбенел. Просто чудо, что эти люди, чью самобытную культуру миссионерам так и не удалось уничтожить, до сих пор живут в каменном веке, используют луки и стрелы, копья и топорики из кремня, хотя у некоторых уже есть компьютеры и автомобили.

Гористая часть острова знаменита еще и тем, что здесь начинал свою карьеру печально известный Майкл Рокфеллер. В 1961 году 23-летний сын нью-йоркского губернатора Нельсона Рокфеллера отправился на остров с этнографической экспедицией Гарвардского университета. Американцам пришлось работать в дождевых лесах, населенных постоянно враждующими между собой папуасами племени дани. Участники экспедиции снимали кинокамерой кровавые племенные сражения, собирали оружие и предметы быта аборигенов.

С тех пор Новая Гвинея влекла молодого человека как магнит. Он вернулся туда вновь, теперь уже на южное побережье острова, во владения племени асмат, имевшего дурную славу каннибалов и охотников за человеческими головами. Добытые черепа отбеливали на солнце, затем раскрашивали и помещали на особые шесты. За то, что Рокфеллер обменивал подобные «культовые предметы» на топоры, комиссия ООН на своем специальном заседании обвинила исследователя в варварстве и по требовала выдворить его с острова. Но вернуться домой он не успел — однажды лодка, в которой находился ученый с помощниками, перевернулась вблизи от побережья. Местные проводники сумели добраться до берега, а вот американца больше никто не видел. Масштабная спасательно-поисковая экспедиция результатов не дала. По официальной версии ученый утонул и стал добычей гребнистого крокодила либо акулы, однако журналисты, толпами прибывшие тогда на остров, отрабатывали версию о каннибалах племени асмат.

Австралийцы не зря называют Новую Гвинею «землей неожиданностей». Аборигены или путешественники-европейцы, которые встречаются на вашем пути, оказываются либо интересными собеседниками, либо порядочными снобами (общения с последними, впрочем, всегда можно избежать). Мне, как обычно, повезло и с теми, и с другими. По возвращении из Вабаг я встретил русских летчиков из Владивостока. Они живут на острове годами, занимаются воздушными перевозками, преимущественно для австралийских горнорудных компаний, у которых там золотые прииски. Добраться до приисков нелегко, потому связь с внешним миром и обеспечивают русские на вертолетах Ми-8. В будущем я хотел бы добраться до обломков американских и японских самолетов времен Второй мировой войны, которых немало осталось в здешних джунглях. Причем местные жители постоянно находят все новые развалюхи. Надеюсь, и на мою долю хватит.

Автор Томаш Свобода

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: