ПО ДОРОГЕ ЗАТЕРЯННОЙ В ПЕСКАХ

Веками лишь по морю путешественник мог добраться до Омана. Лишь бедуины, жители Аравийской пустыни – настолько огромной, что они прозвали ее «Пустой четвертью», проникали в глубь оманских земель. В наше время две шоссейные дороги соединяют султанат с Объединенными Арабскими Эмиратами. Эта федерация государств родилась 35 лет назад, когда в здешних местах нашли «черное золото». Вчерашние кочевники стали нефтяными королями. Они осели в Абу-Даби, столице страны, и в Дубаи – сказочном золотом городе. Отсюда начинается дорога, ведущая в Оман. Самолет готовится совершить посадку в ночи. Кажется, будто на Дубаи просыпался дождь из красных звезд. Это лес подъемных кранов, мерцающих сигнальными огнями. Город никогда не спит. Его стройплощадки кишат индо-пакистанскими рабочими, которые за несколько месяцев возводят башни футуристической архитектуры. Это Нью-Йорк в его восточном варианте. Эльдорадо, в котором живут люди ста тридцати национальностей, составляющие 70% населения. Коренные жительницы в черный абайях. Индианки в ярких сари. Египтянки с пальцами, окрашенными хной… Дубаи – это большой парад арабо-мусульманского кокетства.

Здесь все или почти все новое – проспекты, вывески, торговые центры («моллы»). Именно сюда приезжают целями семьями. Здесь же делают бизнес иностранцы, потому что все здесь удивительно дешево: цены иногда на 60% ниже европейских.

Бедуины, укротившие пустыню

«Моллы» – это настоящие аттракционы для иностранцев. К великому удивлению западного туриста, дамы в чадрах покупают сексуальное белье. Но он и сам привлекает внимание, если одет в то, в чем здесь ходят только дома. Удивление у западного человека вызовет и наличие в ресторанах зон, отведенных для семей. На самом деле это зоны для женщин. И все же эта страна – не Саудовская Аравия. И посещают их только «местные» женщины, как выражаются иностранцы.

Во всех гостиницах алкоголь течет рекой. Туризм – это будущее эмирата, который хочет выглядеть в глазах туристов как лучшее место для отдыха. Здесь уже сейчас много экстравагантного. В пустыне, где температура иногда подскакивает до 50o, в сентябре откроется спорткомплекс, в котором можно будет кататься на лыжах по настоящему снегу, изготовленному специальными машинами. Считая побережье не удовлетворяющим его курортные амбиции, Дубаи выигрывает за счет моря: два искусственных острова удлиняют берег на 60 км – на 166%! Не говоря уже о «Мире» – 250 крошечных островков, образующих очертания семи континентов. А чего стоит проект первого в мире подводного отеля!

И вот результат: аромат Востока исчез. Нужно проехать по шоссе 150 километров, чтобы понять, до какой степени бедуины покорили пустыню. Следы былой кочевой жизни сохранились лишь в гонках на верблюдах и соколиной охоте.

Султанат находится на пересечении путей Аравии, Персии и Индии. Именно торговый обмен придал Оману его неповторимый облик. У него были даже свои торговые конторы – Кантон в Китае, остров Занзибар в Восточной Африке. Сама история зовет путешествовать. Мы едем в Сохар, расположенный на побережье в 165 км от границы. Именно там родился моряк, чьи приключения восхищают детей всего мира – знаменитый Синдбад, герой «Тысячи и одной ночи», тот, кто «избороздил все моря, освещаемые солнцем». Потом берем курс на столицу – это 250 км к югу. Маскат – один из мифических городов, таких, как Томбукту, Венеция, Александрия, Стамбул…

Маскат, в прошлом – место стоянки арабских торговых судов – сегодня представляет собой мегаполис с населением численностью в миллион человек. Без машины передвигаться по нему невозможно. Вчерашние окрестные деревни превратились в кварталы, где на дорогах постоянно возникают пробки. Но сигналить запрещено. Ни один дубайский таксист не станет рисковать!

Базар как Вавилонская башня

«Легкие» Маската – это квартал Матрах. Здесь на набережной еще стоят симпатичные домики с деревянными балконами, принадлежавшие богатым судовладельцам. Рядом с портом находится рыбный базар, который можно было бы назвать живописным, если бы это слово не было слишком «затертым». Наконец-то мы видим Восток таким, каким мы его обычно себе представляем – живым, шумным, благоухающим всеми видами пряностей.

Старинный базар, «сук» – это настоящая Вавилонская башня, где арабы, белуджи, индийцы, пакистанцы и жители Батины – просторной равнины, тянущейся от Маската до границы ОАЭ, – объясняются на понятном только им диалекте. Воздух напоен ароматами камфары и мускуса. Здесь жгут также мирру и ладан, которые привозят из Дофара – южной провинции султаната. Ко всему этому примешивается терпкий аромат кофе с кардамоном, который здесь подают в знак гостеприимства.

У выезда из города, возле дороги, ведущей в Сур, возвышается самая большая мечеть страны, носящая название «Кабус» – в честь султана, правящего Оманом с 1970 года. Это первая мечеть, которая была открыта для посещения туристов. В ней могут одновременно находиться 20 тысяч мужчин и 7150 женщин. Под импозантным золотым куполом лежит огромный ковер, который, говорят, соткан целиком и сам по себе является произведением искусства.

Сур, расположенный в 295 км к югу, состоит из невысоких белых домиков. Он смотрит в море с времен античности. «Сур основали финикийцы. Потом они уплыли в Ливан, где основали такой же город, Тир – по-арабски «Сур» – по тем же самым чертежам», – рассказывает старик, сидящий в тени пляжного киоска. Мухаммед Саид одет во все белое и похож на мудреца. Оманский залив определил его судьбу, как и судьбу всего города. «Море – это султан», – говорит он.

«У нас считается позором не выходить в море», – добавляет Салех Джума Хасан аль-Арими, хозяин единственного судостроительного завода в стране. Именно на этих деревянных судах, которые когда-то строились «без единого гвоздя», клянется наш собеседник, арабские моряки стали хозяевами океанов, передавших искусство кораблевождения португальцам, в частности Васко да Гаме. На верфи индийские рабочие трудятся над форштевнем нового корабля. «Подарок города султану».

Когда раздается голос муэдзина, мы решаем съездить в Низву. Расположенный в 360 км к югу от Сура, этот город знаменит тем, что для султаната он является колыбелью ислама. «Когда братство Ибадитов основало город, его члены принесли сюда религию в своей поклаже», – рассказывает торговец, сидящий возле своей лавочки на старом базаре. Он читает нам арабскую поэму VIII века:

Привет я шлю моим друзьям из белого исламского города,

Равного которому нет ни на Востоке, ни на Западе,

Города, славящегося справедливостью и самоотречением.

Он похож на юную девушку, достойную и красивую,

В одеждах нежных, легких, шелковистых.

Валери Саспортас

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: